alt

План, с которым мы обходили мемориал, отмечая все, замеченные нами ошибки.

В прошлом номере «Пражского Экспресса» мы опубликовали большой материал об ошибках на обелисках, допущенных при реконструкции мемориала павшим красноармейцам на Ольшанском кладбище в Праге (cм. «Мемориал красноармейцам реставрировали с ошибками», ПЭ, 2012, № 46). Во время подготовки статьи к публикации, конкретно 12 ноября, мы обратились в Посольство России за комментариями по поводу допущенных ошибок при переносе данных со старых памятников на новые.

А первому секретарю посольства Анатолию Томникову, который отвечает за захоронения советских и российских воинов на территории Чехии, мы послали составленный нами список ошибок из 43-х пунктов, с подробным указанием номеров могил.



Анатолий Томников сразу же отправился на кладбище и подтвердил в телефонном разговоре, что ошибки действительно имеют место быть.

«Нужно учесть, что реконструкция мемориала ещё не закончена, окончательной приёмки пока не было, – прокомментировал Анатолий Томников. – Ошибки подобного рода могут иметь место, учитывая, что работу выполняют не владеющие русским языком чешские подрядчики. Но, в соответствии с договорённостью, они по нашему требованию всё это исправят прямо на месте. В течение недели. Спасибо вам за информацию, вы существенно облегчили нам работу!»

Неделю спустя, 19 ноября, мы вновь отправились на кладбище. Мы увидели, что надписи на граните действительно исправлены. Причём достаточно аккуратно, так что лишь очень придирчивый глаз заметит, что ранее та или иная буква была написана неправильно. Исправлены были имена, фамилии и даты. Капитан Берешагин вновь стал Верещагиным, рядовой Оплов – Орловым и так далее.

В течение недели, оказывается, можно исправить большую часть видимых ошибок, которые возникли там не вчера и не год назад. Впервые Хдовиченко промелькнул на фотографии с кладбища ещё в 2010 году. Теперь он стал Удовиченко, осталось, правда, старое имя Ал Андреевич, хотя на самом деле его звали Алексеем.

Нам, безусловно, льстит, что сотрудник посольства при быстром реагировании воспользовался предварительной работой наших корреспондентов (список ошибок), но и там была неточность. Так, покоящийся в могиле № 62 рядовой Кузнецов Филипп Карпович, по нашим предварительным данным, фигурировал как Карлович. В действительности же, согласно обнаруженному в Интернете снимку старого памятника на его могиле, он был именно Карповичем. Руководствуясь нашим предварительным списком, посольство поспешило исправить правильное написание отчества на неправильное.

Кроме того, с памятника гвардии капитану Майорову, покоящемуся в могиле № 348, не удалили чужую дату рождения, скопированную копипастом с соседней могилы (1895 год). Дата рождения на старом памятнике не указывалась.

С памятника полковнику Паршину во вторник, 13 ноября, была снята фотография гвардии капитана Дурнова. Исправлены неправильные даты жизни и смерти. Стоит заметить, что, учитывая количество исправлений на одной гранитной плите, здесь они заметны и непридирчивому глазу. Но не исключено, что это временная мера в ожидании замены обелиска на новый. По словам Анатолия Томникова, в соответствии с договорённостью, замена должна быть проведена за счёт фирмы-подрядчика.

Ещё 20 ноября снятый с памятника Паршину медальон с фотографией Дурнова лежал тут же на могиле. Мы переставили его к Дурнову. Интересно, сколько он там ещё будет бесхозно лежать? Не исключено, что пока не пропадёт, как пропали при реконструкции три фотографии. И их уже вряд ли возможно найти или восстановить.

Как утверждает Анатолий Томников, крепление старых медальонов к новым памятникам вообще не предполагалось. Подтверждает это и пресс-секретарь посольства Владимир Фёдоров: «При составлении проекта реконструкции работа с фотографиями не предполагалась. Никаких фотографий изначально не было и на старых памятниках, куда их позже добавили родственники покойных. При составлении сметы реконструкции решено было не брать фотографии в расчёт из соображений единообразия и экономии. Но в дальнейшем мы планируем решить этот вопрос и, видимо, начнём с могилы лейтенанта Гончаренко».

Очень жаль, что в целях экономии посольство отбирает у защитников Отечества их лица, которые не надо было даже искать – родственники в разные годы сами привезли медальоны. Однако ситуация с имеющимися фотографиями по-прежнему остаётся нерешённой. Семь медальонов с фотографиями до сих пор закрывают даты смерти красноармейцев. Будет искренне жаль, если решение будет заключаться в элементарной ликвидации оных, дабы открыть даты.

Стоит заметить, что все средства на реконструкцию мемориала красноармейцам на Ольшанском кладбище в соответствии с информацией, полученной нами из пресс-центра чешского Минобороны, выделяла российская сторона. И чешское Минобороны не принимало в этом ни организационного, ни финансового участия, как следует из письма (в прошлой статье из-за недостатка информации из посольства, мы ошибочно упомянули Минобороны как реализатора проекта). Сам мемориал считается собственностью Российской Федерации. Проводимая на нём реконструкция, поскольку она в основном не нарушала изначальный вид памятников, не требовала письменного разрешения со стороны Министерства обороны ЧР, ответственного за все мемориальные захоронения на территории Чехии, и была полностью одобрена Управлением пражских кладбищ.

Правда, нельзя забывать, что кладбище красноармейцев вместе с другими военными захоронениями Ольшанского кладбища является одновременно Национальным культурным монументом Чешской Республики. Такой статус, наряду с Пражским Градом и Карловым мостом, имеют всего три сотни объектов по всей Чехии. Любые манипуляции с памятниками могут проводиться только с санкции Министерства культуры Чехии. На момент подписания номера в печать мнение чешского Минкульта ещё не было получено.

Как сообщил нам Анатолий Томников, существует целых пять списков, в разное время составленных чешским Минобороны, Посольством РФ в Чехии и исследовательской группой ОБД «Мемориал». Паспортизация всех могил уже завершена и с ближайшей дипломатической почтой полные сведения по каждому отдельному захоронению, со всеми указанными в источниках вариантами написания имён, званий и фамилий, будут отправлены в Управление Минобороны по увековечиванию памятников. Позже вся эта информация будет размещена на сайте Министерства обороны РФ.

«Таким образом, при реставрации памятников мы ничего не меняли в написании имён и фамилий, а просто переносили данные со старых памятников на новые», – объясняет первый секретарь.

Показательна в этом отношении могила № 23. На старом памятнике значилось – Дгисулдас, на новом – Дгисуллас, за прошедшую неделю имя снова изменили на Дгисулдас, а на самом деле, скорее всего, – Джулдас. А Дгисулдас – несуществующее в природе имя. Ошибочно написана и его фамилия – Аисимов, скорее всего, он – Ажимов.

Таким образом, за неделю были исправлены только так называемые описки, когда чешские реставраторы вместо У писали X, вместо В – Б, вместо Р – П, ну и, конечно же, вместо У – Y. Два игрека из списка редакции исправили, а ещё как минимум два игрека осталось.

«Памятник полковнику Паршину и остальные, где это необходимо, будут отреставрированы чешской фирмой весной будущего года. К 9 Мая реставрационные работы будут полностью закончены. А к осени 2013 года посольство планирует заменить подаренную чехами более 20 лет назад изобилующую ошибками информационную доску на новую из чёрного мрамора, которую посольство сейчас заказало за собственный счёт», – рассказал нам Анатолий Томников.

А пока на Ольшанском мемориале рабочие снимают старые плиты из природного песчаника и кладут стандартную бетонную тротуарную плитку. В Минобороны существует некая стандартизация того, как должны выглядеть военные захоронения и мемориалы. Стандартизация уже прошла в Йозефове, где похоронены военнопленные времён Первой мировой, проходит на Ольшанах и уже движется к другим военным захоронениям Первой и Второй мировых войн. Мы будем двигаться вслед за ней, но и продолжим периодически посещать Ольшаны. Раз уж взялись.

Константин Гербеев, Ирина Шульц



© 2009-2021 ПРАЖСКИЙ ЭКСПРЕСС - ИНФОРМАЦИОННОЕ ИЗДАНИЕ
Частичная перепечатка материалов разрешена с активной ссылкой на www.prague-express.cz
Перепечатка материалов в бумажных носителях - только с письменного разрешения редакции
Vydavatel: EX PRESS MEDIA spol. s r.o., Praha 5, Petržílkova 1436/35, IČ: 27379221
Kontaktní osoba: Ing. Boris Kogut, Telefon: +420 775 977 591 Adresa elektronické pošty: reklama@prague-express.cz
Všeobecné obchodní podmínky VYDAVATELSTVÍ EX PRESS MEDIA spol. s r.o. pro inzeráty a prospektové přílohy
Система Orphus